Ратификация MLI: что нужно знать предпринимателям

23 июля 2018 года Украина подписала Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (на английском the Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting или MLI) (далее - «Многосторонняя конвенция MLI»).

Законом Украины № 2692-VIII, который вступает в силу 2 апреля 2019 года, Верховная Рада Украины (ВРУ) ратифицировала Многостороннюю конвенцию в рамках проекта Организации экономического сотрудничества и развития (OЭCP) по разработке мер противодействия размыванию налоговой базы и выведению доходов (на английском Base Erosion and Profit Shifting). В пояснительной записке указано, что Многосторонняя конвенция MLI нацелена на быстрое имплементирование налоговых мер, разработанных в рамках BEPS.

Почему понадобилась MLI?

К настоящему времени многие страны согласны с тем, что двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (далее - «налоговые соглашения») не обеспечивают прозрачности бизнеса и честных правил игры. По этой причине, OЭCP совместно со странами G20 разработали ряд мер по противодействию размыванию налоговой базы и выведению прибыли  (далее - «Проект ОЭСР/G20 BEPS»).

С целью внедрения разработанных мер необходимо внести некоторые изменения в уже существующие налоговые соглашения. Учитывая огромное количество таких соглашений в мире, Многосторонняя конвенция MLI стала легко применимым и эффективным инструментом для одновременного изменения отдельных положений налоговых соглашений.

Уже сейчас международные налоговые соглашения можно изменить одним росчерком пера, путем одних переговоров и одной ратификации для страны. По последним данным, к Международной конвенции MLI присоединилось 87 стран, включая Украину. Ратифицировав MLI, Украина взяла на себя обязательства имплементировать «минимальный стандарт» Плана BEPS, основой которого является 4 из 15 шагов плана действий BEPS:

Шаг 5 «Совершенствование мер борьбы с налоговыми злоупотреблениями»;
Шаг 6 «Недопущение злоупотребления льготами, предусмотренными двусторонними соглашениями»;
Шаг 13 «Рекомендации о документации по трансфертному ценообразованию и раскрытии информации по странам»;
Шаг 14 «Совершенствование процедуры взаимного согласования путем разрешения споров». Украина также выбрала некоторые опционные положения.

Тем не менее, кажется, что наибольший эффект на иностранные элементы украинского бизнеса будет иметь введение Теста основной цели (на английском Principal Purpose Test или PPT).  

Тест Основной Цели (PPT)

Общее правило борьбы с уклонением от уплаты налогов (на английском General Anti-Abuse Rules или GAAR) воплощено в виде PPT. Согласно PPT, льготы по соответствующему налоговому соглашению не будут предоставляться в случаях, когда установлено, что основной целью транзакции/соглашения, или любого связанного лица, было получение этой льготы.

Поэтому теперь налоговые органы имеют право, когда они сочтут это целесообразным, поставить под сомнение цель платежей за границу (например, выплату украинской компанией процентов или роялти в интересах иностранной компании-кредитора) и, соответственно, применение пониженных ставок удержанного налога, предусмотренных соответствующими соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Итак, украинские предприятия должны всегда иметь веские обоснования коммерческой целесообразности осуществления определенных финансовых операций или привлечения иностранных компаний, в интересах которых осуществляются определенные выплаты (например, расширение бизнеса за рубежом, приближение к рынку сбыта или к местам производства сырья, требования контрагентов и пр.).

Что стоит учесть: эффективная корпоративная структура, созданная украинским бизнесом, которая успешно функционировала на протяжении многих лет, может вмиг оказаться нецелесообразной из-за значительного налогового бремени в результате ее сотрудничества с иностранными компаниями.

Процедура взаимного согласования споров

Этот минимальный стандарт касается совершенствования процедуры разрешения споров. Если налогоплательщик считает, что действия одной или обеих Договаривающихся юрисдикций приводят или приведут к двойному налогообложению, этот налогоплательщик может подать заявление в компетентный орган любой из Договаривающихся юрисдикций (по месту его жительства или гражданства). В этом случае срок давности составляет 3 года. Однако, если компетентный орган не может принять решение касательно такого дела самостоятельно, решение дела осуществляется по взаимному согласию с компетентным органом другого государства-контрагента с целью избежания налогообложения.

Опционные положения

В соответствии с положениями MLI, Украина выбрала внедрение нескольких опционных положений касательно налоговых соглашений:

  • Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от отчуждения акций компании или аналогичных долей участия, могут облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, где находится такое недвижимое имущество. Это положение применяется в том случае, если в любое время в течение 365 дней, предшествующих отчуждению, по крайней мере, 50 процентов стоимости таких акций или аналогичных долей участия прямо или косвенно представлено недвижимым имуществом, расположенным в таком другом Договаривающемся Государстве.
  • Предотвращение искусственного избежания статуса постоянного представительства:  
  • определение постоянного представительства было обновлено с целью привлечения лиц, которые обычно играют основную роль, приводящую к заключению контрактов. Поэтому лицо не может считаться независимым агентом, если оно действует почти исключительно от имени одного или нескольких предприятий, с которыми оно является тесно связанным;

  • постоянное место деятельности не будет считаться местом постоянного представительства, если оно сохраняется исключительно с целью подготовительной или вспомогательной деятельности.

Для Украины MLI вступит в силу в первый день месяца по истечении трех месяцев с даты передачи документов о ратификации на хранение OECD, что пока еще не произошло.

Украина намерена изменить 76 действующих двусторонних соглашений, однако положения Многосторонней конвенции будут применены к соглашениям с теми странами, которые со своей стороны также планируют внести изменения в двусторонние соглашения с Украиной, а также в случае, если перечень указанных изменений обеих стран совпадает.

Несмотря на то, что целью MLI является внесение изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения между двумя или более сторонами MLI, его функционирование будет отличаться от Протокола о внесении изменений, который бы непосредственно менял текст налоговых соглашений; вместо этого, MLI будет внедрен вместе с существующими налоговыми соглашениями, изменяя их применение таким образом, чтобы осуществлять мероприятия, предусмотренные BEPS. Поэтому особое внимание следует уделять применению любых двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, чтобы убедиться, что все положения MLI касательно конкретного договора были учтены.  

Действуй уже сейчас!

Несмотря на то, что по некоторым оценкам MLI в Украине вступит в силу не раньше начала следующего года, уже сейчас необходимо проанализировать его влияние на ваш бизнес. Для этого рекомендуется определить следующее:

  1. В случае использования налоговых льгот в форме пониженных ставок, необходимо оценить, предусмотрены ли эти льготы в договорах об избежании двойного налогообложения, подпадающих под действие MLI.
  2. Такие льготы должны оцениваться с учетом PPT; в этом случае налоговые причины должны быть критически взвешены.
  3. В случае существования постоянного места деятельности в другой юрисдикции, которая подпадает под действие Многостороннего соглашения или при наличии соглашений с трансграничными агентствами, следует учитывать риски установления постоянного представительства.

После того, как Вы определили возможные риски, следует подготовить стратегию по их смягчению, которая будет содержать также перечень аргументов в случае возникновения споров с налоговыми органами. Наши эксперты по вопросам налогообложения готовы предоставить Вам необходимую помощь. Следите за последними изменениями в законодательстве вместе с командой Moore, чтобы уменьшить неэффективность, нивелировать риски и открыть новые перспективы развития своего бизнеса. Для получения более подробной информации о нашей команде и спектре наших услуг, перейдите по ссылке: http://www.moorestephens.ua/services?lang=ru-ru